Катастрофы
13 декабря 2019 г.
Крайними сделают владельцев и руководителей «Когалымавиа»
3 НОЯБРЯ 2015, АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

ТАСС

На сегодняшний день есть две обсуждаемые версии гибели российского А-321 в небе над Синайским полуостровом: техническая неисправность лайнера и террористический акт. (Ошибка пилотов никем всерьез не рассматривается.) На пресс-конференции руководство «Когалымавиа» первую версию отмело полностью, дескать, самолет прошел все надлежащие проверки и техобслуживание проводилось вовремя. Авиаторов понять можно: если выяснится, что люди погибли из-за технических проблем с самолетом, их ждут тюремные сроки. Однако доводы представителей авиакомпании выглядят весьма убедительными. Что не помешало Росавиации одернуть потенциальных обвиняемых. Мол, любые выводы делать преждевременно.

Самолет развалился в воздухе. По мнению большого числа экспертов, современные самолеты сами по себе в воздухе не разваливаются. Никогда. Не было прецедентов. Запущенный в медийный оборот термин «взрывная разгерметизация», как выяснилось, тоже, судя по всему, был изобретен в эти дни. Разгерметизация наступает в результате механического воздействия на самолет (внешнего или внутреннего). Понятно, что она способствует разрушению воздушного судна, однако специалисты считают, что основной причиной (тем более — единственной) гибели самолета разгерметизация быть не может. По крайней мере, раньше такого не случалось. Кроме того, траектория падения, отсутствие сигналов о бедствии свидетельствуют о том, что катастрофа произошла фактически одномоментно и совершенно неожиданно для экипажа.

В ночь на вторник одна из телекомпаний сообщила, что американский спутник зафиксировал мощную тепловую вспышку в момент крушения российского лайнера. Впрочем, американские военные осторожны в своих оценках. Представитель Пентагона заявил, что причиной вспышки могло стать и столкновение самолета с землей.

Хочется надеяться, что некоторый свет на трагическое происшествие прольет расшифровка самописцев (особую ценность в данном случае представляют переговоры экипажа в момент катастрофы), однако пока никакие результаты изучения «черных ящиков» не обнародованы.

Понятно, что версия теракта неудобна как российской, так и египетской стороне. Поскольку версия уничтожения самолета с помощью ракеты «земля-воздух» была стразу отметена, вывод о том, что он погиб все же в результате взрыва, будет означать одно — бомбу на борт пронесли (или погрузили) в аэропорту Шарм-эль-Шейха. Понятно, что такой вывод наносит тяжелый удар по престижу Египта и впрямую бьет по его основной отрасли — туризму.

Однако для российского руководства факт гибели граждан страны от рук исламских террористов может иметь гораздо более серьезные последствия, поскольку многими людьми в России он будет расценен как прямое следствие политики нашей страны в отношении арабского мира. Причинно-следственную связь между бомбежками в Сирии и нападением на российский самолет отрицать не получится.

Другими словами, интересы российских и египетских властей совпадают. Что делает весьма призрачной надежду на честное и беспристрастное расследование.

ТАСС

Что же будет происходить дальше? (Предположим, расшифровка бортовых самописцев ясности не добавит.) Наши эмчеэсники отыщут и упакуют в мешки все детали авиалайнера, привезут их в Москву и через некоторое время выставят на обзор в собранном виде. После чего самым убедительным образом, с предъявлением десятков экспертиз, с демонстрацией разорванных швов будет доказано, что именно технические неполадки привели к трагическим последствиям.

Сразу оговорюсь, возможно, это будет правдой — все когда-нибудь случается в первый раз — и самолет в небе над Египтом действительно развалился сам по себе. Но дополнительный трагизм ситуации в том, что у нас в руках нет никаких инструментов, чтобы убедиться в достоверности доказательств. Фактор доверия отсутствует полностью. Ну, мы же с вами не идиоты, чтобы им доверять. Особенно после случая с малазийским «Боингом».     

 
Фото:
1. Россия. Москва. 3 ноября 2015. Первый заместитель начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях Алексей Смирнов (справа) на заседании рабочей группы правительственной комиссии по ситуации, связанной с крушением самолета Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа", выполнявшего рейс Шарм эш-Шейх - Санкт-Петербург. Антон Новодережкин/ТАСС

2. Россия. Москва. 2 ноября 2015. Представители СМИ на пресс-конференции представителей авиакомпании "Когалымавиа" (Metrojet), посвященной крушению самолета Airbus A321. Самолет авиакомпании, выполнявший рейс Шарм эш-Шейх - Санкт-Петербург, на борту которого находились 224 человека, включая членов экипажа, разбился в 100 км от Эль-Ариша на севере Синайского полуострова утром 31 октября. Михаил Джапаридзе/ТАСС


 












  • Вадим Лукашевич: Эта проблема застарелая, птицы в аэропорту были и раньше, и такая авария должна была произойти рано или поздно... Никто не погиб. И это даёт возможность спокойно разобраться в ситуации.

  • Газета.RU: Большинство пассажиров самолета А321 рейса Москва-Симферополь, который накануне был вынужден экстренно сесть в кукурузном поле Подмосковья из-за попадания птиц в двигатель, передумали летать в Крым.

  • Элла Панеях: Знаете, что в ближайшие дни будет делать пилот, чудом посадивший самолет на кукурузное поле? Давать объяснения следователю... Стая чаек... взлетела, похоже, со свалки, принадлежащей кому надо.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Про аварию самолета, чаек, мусор, крымнаш и героизм
16 АВГУСТА 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Диктатуре жизненно необходимы враги. Их путинский телевизор рождает в изобилии. А еще диктатуре нужны герои. У Сталина были летчик Чкалов и шахтер Изотов. У Гитлера — Хорст Вессель, героически умерший от того, что отказался лечиться у врача-еврея, и летчик Ганс Рудель по кличке Орел Востока. В путинской России с героями не складывается. С врагами полный порядок, а с героями не очень. Моторола и Гиви были, конечно, хороши, но по числу ими убитых до Орла Востока явно не дотягивают. Есть еще, правда, писатель Захар Прилепин, который в интервью Znak.com хвалился, что его подразделение убило больше всех украинцев, и полицейский, героически ударивший девушку в печень.
Прямая речь
16 АВГУСТА 2019
Вадим Лукашевич: Эта проблема застарелая, птицы в аэропорту были и раньше, и такая авария должна была произойти рано или поздно... Никто не погиб. И это даёт возможность спокойно разобраться в ситуации.
В СМИ
16 АВГУСТА 2019
Газета.RU: Большинство пассажиров самолета А321 рейса Москва-Симферополь, который накануне был вынужден экстренно сесть в кукурузном поле Подмосковья из-за попадания птиц в двигатель, передумали летать в Крым.
В блогах
16 АВГУСТА 2019
Элла Панеях: Знаете, что в ближайшие дни будет делать пилот, чудом посадивший самолет на кукурузное поле? Давать объяснения следователю... Стая чаек... взлетела, похоже, со свалки, принадлежащей кому надо.
Что предвещает «Буревестник»
13 АВГУСТА 2019 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
8 августа на центральном полигоне Военно-морского флота вблизи Северодвинска случилась ядерная катастрофа. Настаиваю, именно ядерная катастрофа. Нет, я совершенно не пытаюсь «нагнетать страсти». Просто много лет назад мне разъяснили особенности новояза военных чиновников: если нет человеческих жертв — следует писать «авария», если же кто-то погиб — «катастрофа». Как видим, традиции эти давно утрачены. По поводу случившегося военное ведомство выдало сообщение, в котором помимо информации, что имел место взрыв, не было ни слова правды: «На полигоне Минобороны России в Архангельской области при испытании жидкостной реактивной двигательной установки произошел взрыв...».
Прямая речь
13 АВГУСТА 2019
Вадим Лукашевич: Мы делаем оружие, которое не собираемся применять, так как ядерное оружие — это средство сдерживания, но которое угробит у нас кучу людей и загадит весь Север.
В СМИ
13 АВГУСТА 2019
"Независимая газета"  Под Северодвинском испытывали еще одно «оружие Судного дня»?
В блогах
13 АВГУСТА 2019
Елена Кушнир: Я недавно писала, что если бы #Чернобыль случился сейчас, все было бы намного хуже.
Россия? Она сгорела… или утонула
31 ИЮЛЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«Вот если у нас зимой в холодную погоду возникают метели, никому же не приходит в голову топить айсберги, чтобы у нас было потеплее», — остроумно заметил губернатор Красноярского края Александр Усс, отвечая на вопрос участников молодежного форума «Бирюса – 2019» о том, почему власти не тушат лесные пожары. Продолжая эту тему, Усс сменил иронический тон на философский и объяснил подрастающему поколению: «Это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а где-то, возможно, даже и вредно». Красноярский губернатор Усс известен тем, что во всех обстоятельствах следует заветам римского стоика Сенеки, который писал: «Лучше всего претерпеть то, что ты не можешь исправить».
Прямая речь
31 ИЮЛЯ 2019
Михаил Крейндлин:Сейчас потушить пожары уже невозможно. Остаётся только снижать тот вред, который они наносят... Леонид Гозман: Говорят, весь Дальний Восток отдают китайцам...